Главная » 2015 » Сентябрь » 27 » Сценарий фестиваля национальных культур "Мы вместе мы едины"
09:04
Сценарий фестиваля национальных культур "Мы вместе мы едины"
1 день: Открытие фестиваля.

Ведущий 1: Мы рады вас приветствовать на открытии фестиваля малых народов России.

Нет на земле ни одного государства, где жило бы столько разных народов, как в

России. На многих десятках языках говорит население нашей великой Родины.

На многих десятках различных языков учатся дети в школах, поются песни,

печатаются книги.

Ведущий 2: Миллионы дружных рук укрепляют день за днем силу, могущество и славу

России, строят общее хозяйство, общую культуру.

В незапамятные времена с различных сторон пришли отдельные народы и племена к берегам морей и рек нашей Родины, расселились в лесах, тундрах, в песках горячего юга.

Ведущий 1: Звонкими голосами перекликаются сегодня Север и Юг, Восток и Запад: так

много общих дум и переживаний, столько общих трудов, забот и творческих

радостей у народов нашей обширной страны! И каждому народу хочется

рассказать обо всем этом в песнях, сказках, героических сказаниях и легендах.

И каждый народ делает это по-своему.

Ведущий 2: На наш фестиваль собрались представители разных народов. Давайте

поприветствуем их друзья.

( Выходят дети национальных костюмах – представители народов: русских, чеченцев,

татаров, коми, калмыков, мордвы, чувашей, якутов. В руках у них герб, флаг

представляемого народа. Впереди – ребенок несёт табличку с названием народа.

Действие происходит на фоне русской народной музыки)

Ведущий 1: Приветствуем самый многочисленный народ России – русских.

Ведущий 2: Перед нами проходят представители чеченского народа.

Ведущий 1: На наш фестиваль приехали гости из Татарстана.

Ведущий 2: Встречаем представителей республики Саха – якутский народ.

Ведущий 1: Приветствуем гостей из Калмыкии.

Ведущий 2: Перед нами шествуют представители Коми-земли.

Ведущий 1: Встречаем гостей из Мордовской республики.

Ведущий 2: Последними на нашем параде проходят представители народа Чувашии.

(Представители народов выстраиваются . Начинается презентация символики каждого народа)

Русские:

Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого символизирующие в новых условиях независимость как всей России, так и ее частей,; в лапах орла - скипетр и держава скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Государственный флаг Российской Федерации представляет промоугольное полотнище, состоящеу из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов.

В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Татары: Мы прибыли из республики Татарстан

Центральный образ нашего герба - крылатый барс - в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и ее народа. Барс изображен на фоне красного диска солнца. Солнце - в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь. На левом боку барса - круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан.

Приподнятая правая передняя лапа барса - это жест, подчеркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) "шагом правой ноги", доброе начало движения Татарстана по пути обновления. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса - и на земле, и на небесах. Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие. Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.




Современный флаг Татарстана представляет собой полотище из трёх горизонтальных полос: зелёной, белой и красной. Белая полоса в 7 раз уже каждой из соседних полос.

Чеченцы: Мы- представители Чечни.

Флаг Чечни представляет собой прямоугольное полотнище зеленого цвета. В нижней части флага - три полосы: белая, красная и снова белая в одну десятую ширины флага каждая; эти полосы отделены от нижнего края полотнища полосой зеленого цвета такой же ширины.



версия для печати

Герб представляет собой символическое изображение полулежащего волка с поднятой головой. Волк расположен на национальном орнаменте, переходящем в круг в виде полумесяца, в нижней части которого расположены 9 пятиконечных звезд. Внутри круга, справа в верхней части, - круглый лунный диск.

Мордва: Мы прибыли на фестиваль из Мордвинской республики.

Герб Республики Мордовия представляет собой изображение геральдического щита маренового (темно - красного), белого и темно - синего цветов с гербом г. Саранска в середине, обрамленного: золотыми колосьями пшеницы, олицетворяю- щими традиционную приверженность мордовского народа к сельскохозяйственному труду, перевитыми лентой маренового, белого и темно - синего цветов; нашейной гривной (национальное украшение женщин) цвета золота, на котором семь орнаментов, означающих количество городов республики, заканчивающейся солярным знаком, восьмиконечной розеткой, символ солнца, тепла, добра, открытости.

В серебряном поле старого герба Саранска изображены красная лисица и три стрелы — свидетельство преобладания охотничьего промысла в укладе жизни населения того времени . . У

Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного), белого и темно-синего цветов. Цветовая гамма флага исстари присуща мордовскому народу. Женская рубаха (панар) шилась из белого конопляного или льняного холста. Мужская одежда — более простая, состояла из белой рубахи и штанов из домотканого холста. Красно-коричневый символизирует жизнеутверждающее начало, жизнь; белый — духовность, чистоту намерений и помыслов; замененный черный на темно-синий — плодородие земли, напоенной влагой. Предки мордвы жили оседло, занимались мотыжным земледелием и разведением домашнего скота. И с точки зрения международных канонов эти цвета олицетворяют лучшие человеческие качества.

Чуваши: Вас приветствует народ Чувашии.

Флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - "Древо Жизни" и "Три Солнца".

Герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема "Три солнца".

Главный атрибут герба — Древо жизни — очень древний символ, связанный с почитанием деревьев, особенно мощных. Эти деревья порождали у людей представления о бессмертии, вечности сущего. Так возникли мифологические представления о Древе жизни. Для чувашей таким деревом стал дуб, широко распространенный в лесах Чувашии. Дуб - его ствол, ветви, листья, желуди стали эмблемами силы, мощи, прочности, мужества, доблести. Вот почему основная эмблема символов, напоминающая традиционно почитаемый чувашами дуб, трактуется как "Возрождающаяся Чувашия" и по праву заняла центральное место в гербе и флаге.

"Древо" - эмблема, с одной стороны, объединяющая людей всех национальностей - коренной и некоренных, проживающих в Чувашии и составляющих единое целое - ее население. С другой - подчеркивает основанное на родственности земле предков единство чувашей, проживающих за ее пределами, со всем населением Чувашии.

Калмыки: Мы прибыли из Калмыкии.

Флаг Республики Калмыкия - Хальмг Тангчин туг представляет собой прямоугольное полотнище золотисто-желтого цевта, в середине которого изображен голубой круг с белым цветком лотоса, состоящим из девяти лепестков. Флаг прикрепляется к древку, увенчанному наконечником красного цвета в форме "языка пламени" с контурными очертаниями на нем древнего символа Дербен Ойротов - четырех скрещенных между собой кругов, в основании которого "Улан зала".

Желтое полотно флага, так же как и цвет герба, означает вероисповедание народа, цвет его кожи, залитую солнцем республику. В центре флага - голубой круг, в котором изображен белый лотос, означающий дорогу к светлому будущему, к процветанию, благополучию и счастью народов Калмыкии.

Герб Республики Калмыкия - Хальмг Тангич сюлде представляет собой изображение "Улан зала" в круге золотисто-желтого цвета в обрамлении национального орнамента на голубом фоне, в основании которого - лепестки цветка белого лотоса. В верхней части герба - изображение древнего символа Дербен - Ойратов - четыре скрепленных между собой круга.
В верхней части герба, который подразумевается как сознание, располагается дорвн тоолг - символ союза четырех ойратских племен - это истоки калмыцкого народа. Этот древнейший знак означает еще и жизнь в мире и согласии со всеми народами, населяющими четы стороны света.
В центральной части герба, где подразумевается душа, находится улан зала, символизирующего священный белый лотос. По кругу изображен орнамент, свидетельствующий о кочевом образе жизни в прошлом и светлом пути процветания.
Основа герба - белый лотос - символ духовной чистоты, возрождения и процветания.
Герб имеет голубой, желтый и белый цвета.
Голубой цвет означает вечность, свободу и постоянство. Это любимый цвет степняков - кочевников. Желтый цвет - это цвет вероисповедания народа, это цвет кожи и, наконец, это олицетворение того, чтобы Калмыкия всегда была солнечной.

Коми : Мы – представители земли Коми.

Флаг Республики Коми представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех равновеликих полос синего, зеленого и белого цветов. Цветовое решение флага отражает специфические географические особенности и богатства природы Республики Коми. Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов. Зеленая полоса - символ надежды и изобилия - является условным обозначением необъятных таежных массивов коми пармы - основного богатства и среды жизнедеятельности коми народа. Белая полоса флага, воплотившая белизну и чистоту снега, девственность, простоту и суровую красоту северной природы, означает принадлежность территории Республики Коми к Северу, ее северное положение. В другой трактовке белый цвет - символ равенства проживающих в республике народов и единства их культур.

Герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы, помещенной на красном геральдическом щите; на груди птицы - лик женщины в обрамлении шести лосиных голов.

В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу Зарни Ань (Золотой Бабы), жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты. В космологических представлениях он несет в себе синтез гармоничного строения мира. Сочетание золотого и красного, положенное в основу цветового решения герба, символизирует в коми фольклоре утреннее, весеннее, теплое солнце, материнство и рождение. Сочетание золотого и красного в фольклоре народа коми является символом утреннего, весеннего, теплого солнца, материнства.

Якуты: Мы представители республики Саха – Якутии.

Флаг Республики Саха (Якутия) представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырех горизонтальных полос соответственно голубого, белого, красного и зеленого цветов с белым кругом на голубом фоне. Голубой цвет — символ ясного, мирного северного неба, надежды и свободы. Белоснежная полоска говорит о суровой красоте северного края, экстремальных условиях жизнедеятельности людей, чистоте их нравов и помыслов. Зеленая свидетельствует о коротком ярком лете, цвете таежных просторов, возрождении, дружбе и братстве. Зеленый цвет олицетворяет также тюркское происхождение народа саха. Красный — не только символ жизненных сил, но и красоты, верности родной земле, прогресса. Белое солнце занимает большое место в якутской мифологии. Саха считают себя "детьми белого солнца".

Герб Якутии представляет собой круг, в центре которого помещено изображение древнего всадника со знаменем на фоне солнечного диска Центральная эмблема герба — древний всадник со знаменем. Три хвоста знамени символизируют единство племен, составляющих вместе один народ — курумчинцы. Знамя в целом подчеркивало силу и залог существования народа. Обрамляющие герб семь ромбических кристалликов ограненного алмаза означают единство издавна проживающих на территории Якутии народов: якутов, русских, эвенков, эвенов, чукчей, долганов, юкагиров.

Ведущий 1: На нашем фестивале представлена лишь малая часть народов, проживающих

в России. В течении недели нам предстоит более подробное знакомство с

традициями, культурой, обычаями народов, представленных на фестивале,

живших долгие столетия в дружбе, согласии и мире.

Ведущий 2: С этого момента считаем наш фестиваль открытым..

Ведущий 1: Работа фестиваля будет отражена на страницах дневника, где вы каждый день

будете делиться своими мыслями, впечатлениями о прожитом дне. Это могут

быть рисунки, отзывы, поделки, заметки и репортажи с фестиваля.

Ведущий 2: Но самый главный вопрос, на который мы постараемся найти ответ звучит так:

«Что объединяет все народы России?» Ваши версии и ответы мы предлагаем

помещать в специальный конверт дневника фестиваля.

Ведущий 1: На этом первый день работы фестиваля законен.

( В течение всех дней фестиваля учащиеся заполняют дневник фестиваля, где делятся впечатлениями о прожитом дне . Дневник представляет собой стенд:

Мои впечатления о прожитом дне

Открытие


Народы России: познакомимся поближе.


Закрытие









Что объединяет все народы России?

Рядом со стендом – дневником фестиваля большая карта – контуры России, на которую дети будут прикреплять эмблемы народов, представленных на фестивале).

2 день фестиваля.

Знакомство с культурой, традициями и обычаями

русского, чеченского и татарского народов.

Ведущий 1: Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня второй день нашего фестиваля,

посвященному знакомству с традициями и творчеством русского, чеченского

и татарского народов.

Ведущий 2: Задумывались ли вы, красны девицы и добры молодцы, какого вы роду-племени?

Многие наверняка могут сказать: «Мои предки принадлежат к древнему

племени славян». Одно и таких племен называлось Росы, отсюда и пошло

название Русь, а людей , живших на Руси, стали называть русскими.



(Выходят дети в русских национальных костюмах с караваем в руках.)

Дети: - Здравствуйте гости дорогие! С хлебом солью вас встречаем!

Желаем мира, согласия!

Ведущий 1: Издавна первой заботой русских крестьян в их жизни был урожай. Недаром

главным обрядовым блюдом и во время праздников и на свадьбах был хлеб –

каравай. На нем лепили из теста важнейшие символы – плуг, мировое дерево.



Дети: Позвольте нам, представителям русского народа на правах хозяев фестиваля

приветствовать всех гостей, прибывших к нам из разных уголков могучей,

великой, необъятной страны – России!



(Звучит русская народная песня «Чарочка моя»)

Чарочка моя, серебряная,

На золото блюдечко поставленное,

Кому чару пить, тому здраву быть.

Пить чару молодцу

На здоровье, на здоровье удальцу!

Ведущий 2: Русская история древняя и поучительная За долгие века существования

народная мудрость закрепилась в пословицах, загадках, печальных и

веселых обрядовых песнях



(Девочка исполняет колядку)

Коляда – маляда

Посконна борода,

Открывай ворота,

Выноси пирога.

Уж ты, барин–батюшка,

Принимай гостей

Со всех волостей.

Мы будем петь, плясать, веселиться.

Ведущий 1: Главным зимним праздником является праздник Нового года. После

принятия христианства он совпадал с Рождеством и святками. В новогодние

святки ходили по дворам с песнями – колядовали. Рядились в нечистую силу.

Страшные и в то же время смешные маски ряженых делали нечисть менее

пугающей.

Ведущий 2: Самым веселым праздником можно считать празднование проводов зимы,

который у русского народа называется в честь обрядового блюда – масляного

блина. На масленицу катались с гор, гуляли, пировали.

Дети: А мы масленицу повстречаем,

Маслом гору поливаем,

На широк двор зазываем,

Да блинами угощаем.



(Дети угощают всех блинами)

Ведущий 1: И всегда и везде народные праздники сопровождала русская песня, которая

согревала, печалила, веселила русских людей

( Исполняется русская народная песня «Блины»)

Ведущий 2: Любили на празднике русские люди и поиграть. Попробуем и мы поиграть в

русскую народную игру «Игровую»

(Играют все вместе в игру)

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре круга – водящий.

Играющие ходят по кругу и произносят слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил

движения лучше всех, становится ведущим.

Дети: За свою многовековую историю русский народ создал мудрые пословицы, хитрые

загадки.

(Дети загадывают русские народные загадки)

Дети: А вот и еще одна загадка. Знаете ли вы, почему нашу праздничную одежду

украшает вышивка? Считалось, что в праздник человек разговаривает с Богом, но

и рубаха тоже как бы участвует в разговоре: на ней языком орнамента были

написаны все просьбы человека к Богу. Повседневную одежду не украшали – только

швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.

Ведущий: Передающаяся из поколения в поколение народная мудрость стала

исторической памятью народа. И мы с вами, друзья, в своей жизни и труде должны

уважать и почитать традиции наших отцов и дедов.

Ведущий 2: Существует легенда: когда Бог делил землю между народами, горцы устроили

пир в его честь и поэтому опоздали к началу. Тогда Бог дал им землю, которую

оставил себе, - Кавказ. С тех пор в горах Кавказа, где, по преданию, был прикован к

скале Прометей , жил и живет сейчас народ - нохчи, более известный под именем

чеченцы.

(Появляются дети в костюмах чеченского народа)

Дети: - Основное население нашего народа проживает в Чечне и Ингушетии. (Дети прикалывают эмблему на карту России в то место, где проживает основное население чеченцев) - Мы называем себя «нохчи». Нас в России около 800 тысяч человек . Мы очень музыкальный народ. Любим петь и танцевать. Музыка в нашей жизни занимает особое место. С ее помощью мы объясняемся в любви, мирим людей и врачуем. Послушайте, как красивы наши мелодии.

(Звучит музыка «Жалобная» - чеченская народная песня).

– Самый древний, самый распространенный и любимый музыкальный инструмент чеченцев – пондур. Он так же прост, как русская балалайка: три струны, деревянный удлиненный корпус, выдолблен из одного куска дерева. – Как и на всем Кавказе – самый распространенный танец чеченцев – лезгинка. Он не имеет слов, в нем говорят движения.

(Выступают дети чеченской национальности – учащиеся начальной школы с танцем «Лезгинка»)

- Наш народ чтит обычаи и традиции. Весной 22 марта мы отмечаем «Праздник весны» С глубокой древности чеченцы приурочивали начало сельскохозяйственного года ко дню весеннего равноденствия - 22 марта. Этот день был важным весенним праздником. В ходе подготовки к нему в хозяйстве наводили особую чистоту. Женщины все тщательно чистили, мыли, белили дом изнутри и снаружи, убирали во дворах. Всю бронзовую и медную посуду натирали до блеска и выставляли во двор, считая, что красный цвет меди призывает солнце. В сам праздничный день все, включая грудных детей, поднимались до рассвета и выходили во двор, навстречу восходящему солнцу.
Этот праздник предполагал обилие еды для всех. Накормлены должны были быть не только домашние, но и сироты, одинокие старики. В этот день особенно сытно кормили скотину, на улице рассыпали зерно для птиц, на чердаке и во всех темных углах дома бросали крошки. Считалось также, что если обновить на праздник одежду, то это поможет весь год ходить в новом.
Праздничные развлечения вечером проходили у костров, символизирующих солнце. Костры могли быть семейные или для всей улицы и даже для всего села. Их разжигали молодые люди, стараясь, чтобы костер был побольше и поярче. Через костры прыгали юноши и взрослые мужчины, демонстрируя храбрость и вместе с тем как бы "очищаясь" огнем.

- Мы приглашаем всех вас в гости. Приедете – угостим вас чепалгашем – блинами с творогом – нашим национальным блюдом и поиграем в народную игру «Ббешк» - Утушка.

(Игра проводится вместе со детьми. Приглашается по несколько человек от каждого класса. Две девочки садятся друг против друга на стулья. Ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют – получается мостик. Выбирается утка, остальные дети –утята. Утушка зовет своих утят скороговоркой: «БыстрейЮ быстрей утятки, быстрей, быстрей, дикие перышки». Утята выстраиваются друг за другом вслед за утушкой и перешагивают через мостик. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры. Утушка вновь строит своих утят, и они вновь перешагивают через мостик, но мостик уже повыше. Выигрывает тот, кто шагал через мостик лучше других)

Ведущий 1: Мы познакомились с народом России – чеченцами, а сейчас слово для выступления предоставляется представителям республики Татарстан.

(Выходят дети в национальных костюмах татар.)

Дети: - На обширной территории от Тамбова — на западе, до Омска — на востоке и от Перми и Кирова — на севере, до Астрахани — на юге компактными группами проживают татары. (Прикрепляются эмблемы на карту России)

- Мы живем среди лесов, где много диких необжитых речек, бегущих по хвойным и лиственным чащам. Пихты , ели и березы то подходят к самым берегам, то отступают в глубину чащи.

- Наши национальные блюда – это петер – лепешки, шурпа -суп, чай, халва. Попробуйте наши угощенья. (Дети предлагают попробовать халвы участникам фестиваля).

- Наша национальная игра – «Тимербай». Попробуем поиграть в нее. (Проводится игра с участниками фестиваля. Играющие, взявшись за руки делают круг. Выбирают –водящего – Тимербая. Он становится в центре круга и говорит: Пять детей у Тимербая Дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, Нашалились, наплескались, Хорошенечко отмылись И красиво нарядились. И не есть ни пить не стали, В лес под вечер прибежали, Друг на друга поглядели, Сделали вот так! С последними словами водящий делает какое-либо движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.)

- Мы очень любим музыку, танцы, песни . А где же можно повеселиться, как не на «Сабантуе» - празднике земледелия татар. Послушаем народную татарскую песню, которая звучит на Сабантуе. (Звучит музыка «Ай, балбылым». Девочка татрской национальности – учащаяся начальной школы под эту музыку исполняет танец)

- На Сабантуе не только пели и плясали, но и устраивали состязания в силе, ловкости, быстроте.
Категория: Интересные | Просмотров: 440 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]